УДК 72.03/04(470+571) ББК 85.113(2Р-6Крм) Ш 62
Шинтяпина Е.С.
Аспирант кафедры истории и теории искусств Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна, e-mail: Shyntyapina@ gmail.com
Художественно-декоративные элементы сталинской архитектуры в санаторных комплексах южного берега Крыма 1950-х годов
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматриваются художественно-декоративные элементы, характеризующие сталинский период в архитектуре СССР, воплощенные в санаторных комплексах Южного берега Крыма 1950-х годов. Построенные соответственно стилистике советского неоклассицизма и ампира, санатории Крымского побережья отражают общие архитектурные тенденции, а также повсеместно применяющиеся в сталинской архитектуре этого периода принципы и художественные приемы. Пространственная сущность архитектуры связана не только с ее функциональным назначением, она относится и к эстетической духовной категории, которая способна оказывать высокое эмоциональное, художественное воздействие на человека. Орнамент и декор, украшающие архитектурные памятники, в том числе и рекреационные сооружения, являются одним из важнейших средств художественно-пространственной выразительности. Уникальные стилевые характеристики декоративно-художественного облика санаторных комплексов представляют особую ценность в историческом и культурном контексте советского искусства архитектуры. Результаты исследования дают возможность утверждать, что ансамбли санаторных построек представляют особую культурно-историческую ценность и являются отдельной архитектурной единицей в истории советского искусства. Ключевые слова:
Художественно-декоративные элементы, сталинская архитектура, санаторные комплексы, Южный берег Крыма.
Shyntyapina E.S.
Post-graduate student of the Department of History and Theory of Arts, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, e-mail: [email protected]
Art and decorative elements of Stalin's architecture of sanatorium complexes in the southern coast of the Crimea of the 1950s
Abstract:
The article deals with artistic and decorative elements that characterize the Stalin's period in the architecture of the USSR, embodied in the sanatorium complexes of the southern coast of the Crimea in the 1950s. Constructed according to stylistics
of the Soviet neoclassicism and an empire style, sanatoriums of the Crimean coast reflect the general architectural tendencies, as well as the principles and artistic techniques applied everywhere in Stalin's architecture of this period. The spatial essence of architecture is connected not only with its intended purpose, but it belongs also to the esthetic spiritual category, which is capable to make high emotional, art impact on the person. The ornament and a decor decorating architectural monuments including recreational constructions are one of the most important means of art and spatial expressiveness. The article reveals the unique style characteristics of the decorative and artistic appearance of sanatorium complexes, which are of particular value in the historical and cultural context of the Soviet art of architecture. The results of the study make it possible to assert that the ensembles of sanatorium buildings are of special cultural and historical value and are a separate architectural unit in the history of the Soviet art.
Keywords:
Artistic and decorative elements, Stalin's architecture, sanatorium complexes, southern coast of the Crimea.
Первая половина XX столетия отличалась большим разнообразием стилей в архитектурном строительстве, что было характерно и облику городов Крымского побережья. В архитектуре Крымских курортов получили свое развитие художественно-пространственные характеристики стилей, применяемых в начале ХХ века повсеместно: неоклассицизм, ампир, историзм. Воплощение идейного архитектурного ядра в проектах рекреационного назначения стало возможным благодаря заимствованию главных формообразующих элементов архитектуры, других характерных классицистических констант [1].
Символика, переданная зодчими в архитектурных сооружениях и декоре сталинского ампира 19301950-х годов, явилась продолжением олицетворения подвигов русского народа, его величия и силы. Ампир сталинского периода получил распространение в архитектурных комплексах, декоре, скульптуре. В основу лепных орнаментальных мотивов входят сочетания растительных элементов с символами идеологии и власти. Главным в скульптурных и лепных композициях выступает сюжет с присутствием человеческой фигуры или группы фигур, которые предстают перед зрителями в качестве ударников труда.
В градостроительстве повсеместно на территории Советского Союза нашли свое распространение декоративные сюжетные композиции, олицетворяющие плодородные земли и могущественность державы. Они становятся основными деталями фасадного декора общественных зданий, в том числе и санаториев, которые строятся на Юге России -Кавказском побережье и в Крыму.
Воплощение в архитектурных формах сюжетных композиций, демонстрирующих плодородие, напрямую связано с целью подчеркивания природного начала, изобилующего всевозможным растительным разнообразием. Декорированные панно становятся символическим продолжением ландшафтного пейзажа. Синтез и неразрывное слияние архитектуры и скульптуры - одно из важнейших достижений произведений архитектуры сталинского ампира. Заимствуя сюжетную канву из античного мира и художественной стилистики европейских стран, советские архитекторы воплощают в декоре новое видение, дополняя пространства гирлянд и виноградных гроздьев изображением несущих победу красных звезд, факелов, серпа и молота. Поэтика сталинского периода сочетается с образом солнца, выступающим в обобщающем понимании. Солнце осмысляется в контексте коммунистической идеологии
как мечта о коммунизме, как символ света и залог будущего счастья.
Воплощением архитектурных принципов сталинского ампира на юге Советского Союза стали рекреационные комплексы. Национальная образность и идеалы советского времени в сочетании с территориальными особенностями и знаковой системой, символизирующей плодородие и труд, сыграли в оформлении фасадов санаториев большую роль. Архитектурное ядро проектов рекреационного назначения строилось из формообразующих элементов, заимствованных в основном из античной архитектуры (фронтона, аттика, портика, ордерной системы). Архитектурный декор санаторных комплексов учитывает все особенности эпохи, в которой он был создан, а также играет доминирующую роль в оформлении архитектоники пространства. Сталинский ампир заимствовал базовые знаковые формы и элементы из античного времени, вследствие этого декор данного периода обогащен коринфскими ордерами, меандровыми фризами, ро-зеточными карнизами, растительными орнаментами. Растительный орнаментальный декор, украшавший помпезную послевоенную рекреационную архитектуру, состоял из листьев и венков аканта, лавровых и пальмовых листьев [2].
Советские архитекторы и скульпторы, создатели новой рекреационной архитектуры, вплетали в чужеродные листья аканта родные пшеничные колосья и дубовые листья, таким образом, античный римский ордер и декор были адаптированы к российским условиям и стали выглядеть вполне органично. Пшеничные венки и снопы обрамляли не только официальную советскую политическую символику - звезду, серп и молот, земной шар, - но и другие элементы декора. Парадная советская символика сталинского периода в санаторном строительстве проявилась практически во всех элементах архитектурного декора. Это
и пятиконечные звезды, и серпы с молотами, и союзные гербы, и «знамена Победы», и «факелы разума», и рога изобилия с фруктово-ягодными гирляндами и колосьями, символизирующие радостную и обильную жизнь советских людей [3].
Выступая одним из основных стилевых мотивов в декоре лепных украшений экстерьеров санаторных комплексов, сталинский ампир вбирает в себя всю многогранность накопленной ранее системы символов. Он обогащает строгий и симметричный классицизм разнообразием тематики. Декор и орнаментика санаторных комплексов становятся насыщенней, обогащаясь новым символическим рядом. Советские зодчие, создававшие рекреационные комплексы, заимствовали решения и архитектонику проектов архитекторов-классиков прошлого, повторяя и тиражируя созданную ими многогранную образность, ландшафтную композиционность. Среди смелых проектов, созданных в едином художественно-стилевом решении архитектуры сталинского периода, на Крымском южнобережье выделяются санатории: «Руссия» (1950 г. архитектор И.Г. Кузьмин), «Запорожье» (1955 г., архитектор П.А. Стариков), «Горный» (1953 г. архитекторы И.В. Жолтовский, Б.Б. Юдин), «Родина» (1955 г. архитектор Б.В. Ефимович), «Нижняя Ореан-да» (1958 г. архитектор М.Я. Гинзбург) и др. Богатое архитектурно-историческое наследие г. Ялта и поселков Южного берега Крыма (Ливадия, Массандра, Ореанда, Гаспра и др.) вдохновляло советских архитекторов на строительство роскошных рекреационных сооружений - «дворцов для народа» [4: 65]. В каждом из этих шедевров советской рекреационной архитектуры несомненно читается не только пространственно-стилевые характеристики эпохи, но и индивидуальный почерк зодчего, воплотившего проект.
Античное начало, занимающее большое место в экстерьерах этих
санаториев, сочетается с тонкой пластикой неоклассицизма в лепных украшениях на фасадах, в аркадах лоджий, в рельефе ступенчатых сводов. Свойственная неоклассицизму симметрия, геометричность, целостность, статика и художественная визуальная образность форм - наиболее яркие характерные черты неоклассицизма, как в России, так и в Европе, проявились в архитектуре санаторных комплексов в Крыму величественно и с большой значимостью ко всему архитектурному ансамблю [3].
Наиболее яркие образцы применения новаторских методов в архитектурном декоре периода «Сталинской архитектуры» на Крымском Южно-бережье являют общие характерные художественно-формообразующие черты [5: 235]. В зданиях перечисленных санаториев четко читается характер эклектических проектов. Нюансы ландшафтных и территориальных особенностей переданы тонко и изящно с помощью символического ряда, который зритель может наблюдать со стороны южных и северных фасадов главных корпусов. Этажи зданий пронизаны галереями с арочными проемами; арками, фланкированными колоннами ионического и коринфского ордеров, мощность и величие архитектурных замыслов подчеркивают ризалиты. Методология неоклассики и ампира, применяемая мастерами в создании лепных украшений на фасадах санаторных ансамблей, явилась новаторским приемом, создавая неповторимое эклектичное сочетание деталей в характере рекреационных проектов.
Строительство зданий со всесторонней обозримостью, ввиду горного рельефа, повлекло возможность использования не только «всефасад-ности» сооружений, но и живописного решения каждого санаторного комплекса. Архитекторы, стремясь художественно-декоративными средствами обеспечить максимум в открытости зданий южному солнцу и воздуху, проектировали многочисленные террасы, балконы, эркеры, открытые галереи. На крыше возникают солярии, а в парковом окружении - внутренние дворики. Южные фасады перечисленных санаторных комплексов дополнены лестничными террасами, украшенными малыми и большими архитектурными формами в виде скульптур, вазонов, фонарей.
Сталинский ампир, поистине великое продолжение архитектуры Российской империи, внес огромный вклад в развитие и укрепление исторического архитектурного наследия в Советском государстве. Это пример самоотверженной борьбы и великих достижений, которые сегодня, к сожалению, в архитектурном воплощении увидишь не часто. Художественная форма в архитектурном декоре, в том числе и в воплощении рекреационных комплексов, все больше уходит на второй план, не получая должного развития и не имея поддержки в архитектурной среде. С каждым годом она вытесняется сильнее, заменяясь простыми, шаблонными композициями, или вовсе не получает возможности пробиться среди тенденций минимализма и упрощения.
Примечания:
1. Асеев Ю., Лебедев Г. Архитектура Крыма. Киев: Гос. издат., 1961. 240 с.
2. Костин М. Фасадный декор в стилях архитектуры. Элементы античной архитектуры. М., 2005.
3. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский неоклассицизм. М.: Галарт, 2002. 288
с.
4. Килессо С. Архитектура Крыма. Киев: Будивельник, 1983. 95 с.
5. Сергеев В., Аваков А. Берег Ялтинского амфитеатра. Архитектурно-исторические очерки. Симферополь: Салта ЛТД, 2013. 300 с.
References:
1. Aseev Yu., Lebedev G. The architecture of the Crimea. Kiev: Gos. izdat., 1961. 240 pp.
2. Kostin M. The facade decoration in the styles of architecture. Elements of ancient architecture. M., 2005.
3. Borisova E.A., Sternin G.Yu. Russian Neoclassicism. M.: Galart, 2002. 288
pp.
4. Kilesso P. Architecture of the Crimea. Kiev: Budivelnik, 1983. 95 pp.
5. Sergeev V., Avakov A. The coast of Yalta amphitheater. Architectural and historical essays. Simferopol: Salta LTD., 2013. 300 pp.